51. Расчетные нагрузки и их комбинации 5

Горизонтальные силы инерции определяются:

  • при плавном разгоне или торможении моста P'u по формуле (2.118)

  • при резком разгоне или торможении моста 2P'u = Pmaxu по формуле (2.117)

  • при разгоне или торможении тележки P''u по формуле (2.122)

При статических расчетах конструкций сила инерции от тележки с грузом является сосредоточенной, а от собственного веса конструкции — распределенной. Сила Pu от тележки с грузом при торможении моста вызывает дополнительную вертикальную нагрузку на одну из главных балок, равную Puh/b, где h - расстояние по высоте от центра приложения нагрузки Pu (с учетом гибкого подвеса груза) до уровня рельс, b — колея тележки (рис. 42, а, б). Когда груз находится на жестком подвесе, т. е. тележка снабжена шахтой, в направляющих которой перемещается грузозахватное устройство, инерционные силы от тележки с грузом благодаря большему плечу h создают дополнительную вертикальную нагрузку на одну из балок, значительно большую, чем при гибком подвесе.

В конструкциях мостов, при расчете которых учитывают кручение, вызываемое весом механизма передвижения крана, следует учитывать также и крутящий момент мотора, принимаемый равным своему пусковому значению (при расчете на прочность).

Если коэффициент асимметрии цикла r определять, пользуясь его обычным выражением (3.1), для нахождения напряжений нужно знать параметры поперечного сечения моста. В данном случае удобно определять r как отношение прогибов, а именно:



Здесь:

- прогиб середины пролета моста от собственного веса как распределенной нагрузки;

- то же от веса тележки как сосредоточенной нагрузки, находящейся в 1/4 пролета от опоры моста;

- то же от веса тележки с грузом в середине пролета.

Здесь Gm — собственный вес тележки; J — момент инерции поперечного сечения половины моста весом 0.5Gm .

Подставляя значения yq, y'min и y'max в формулу (8.3), получим:



Ветровые нагрузки в случае установки кранов вне помещений за малостью их влияния для металлических конструкций мостовых кранов могут не учитываться [109].

Боковые силы при перекосах моста существенно влияют на работу концевых балок и многократно подвергались изучению (смотрите раздел «Горизонтальные давления ходовых колес»), хотя практически учет их влияния обычно сводится лишь к конструктивным мероприятиям и снижению допускаемых напряжений в концевых балках. Практика эксплуатации промышленных зданий и соответствующие исследования показывают, что горизонтальные боковые силы от перекосов крановых мостов во много раз превышают горизонтальные боковые силы от торможения крановых тележек на мостах (А. И. Кикин, «Вопросы теории и расчета подъемно-транспортных машин» - сборник статей по динамике, Ленинград, Машгиз, 1957).