66. Расчетные нагрузки и их комбинации 2

С увеличением QR снижается относительный вес портальных кранов:

тс/тс∙м на единицу грузового момента. Так, при QR = 1000 тс. м g = 0.4 тс/тс∙м, а при QR = 250 тс∙м g = 0.6 тс/тс∙м и при дальнейшем уменьшении величины QR g резко возрастает [101]. Качественно такая же закономерность имеет место в отношении собственного веса стрел портальных кранов [101]. При этом самыми легкими являются прямые стрелы, а самыми тяжелыми — шарнирно-сочлененные с жесткой оттяжкой (шарнирно-сочлененные стрелы с гибкой оттяжкой занимают среднее положение). Веса порталов составляют обычно 20 - 30% от веса портального крана. При этом больший процент относится к кранам малой, а меньший — к кранам большой грузоподъемности. Эквивалентная величина груза для расчетов металлических конструкций портальных кранов на выносливость по данным рис. 15 определена в разделе «Вес груза». Статистическое изучение величин эксплуатационных вылетов портовых портальных кранов показывает, что зона наиболее вероятных вылетов составляет (0.7 ÷ 0.9)R [16]. Очевидно, что наибольший вылет не является расчетным для эквивалентного груза. Поэтому при расчете на выносливость эквивалентной груз надлежит принимать на вылете (0.7 ÷ 0.9)R, а кран без груза (для определения коэффициента асимметрии цикла переменных напряжений) рассматривать на вылете (0.3 ÷ 0.4)R.

Динамический коэффициент при работе механизма подъема портального крана определяется по формулам раздела «Динамика металлических конструкций при работе механизма подъема» и данным таблица 7, что достаточно хорошо подтверждается экспериментами (проводились лабораторией ПТМ ЛПИ в 1954-1959 гг.). При этом, поскольку конструкция рассматривается как одномассовая система, динамический коэффициент получается одинаковым для всех элементов металлической конструкции крана. Эксперименты показывают, что это не совсем точно. Для портальных кранов с шарнирно-сочлененной стрелой и гибкой оттяжкой для грузовых и оттяжных канатов и хобота динамический коэффициент ψ практически имеет одну и ту же величину; для стрелы, по данным А. Л. Алейнера [27, с. 100—104], динамический коэффициент несколько ниже и составляет ~0.8ψ, но при этом следует учитывать наличие дополнительной поперечной силы, приложенной в верхнем шарнире стрелы, H = ±0.025P, где P — статически действующая на стрелу продольная сила; для каркаса и портала для кранов на поворотном круге при подъеме груза с земли динамический коэффициент больше, чем для хобота, и составляет ~ (1.1 ÷ 1.2)ψ.