Мгновенная разгрузка. У кранов, работающих в копровом режиме, мгновенная разгрузка предусмотрена назначением крана; она также может случайно иметь место у различных кранов, например, в случае падения груза из-за плохого его крепления. Мгновенная разгрузка вызывает колебания конструкций крана и, следовательно, инерционные силы, влияющие на статическую и усталостную прочность элементов конструкций. Опорожнение грейферов не происходит мгновенно и обычно значительными колебаниями конструкций не сопровождается.

Для кранов мостового типа для моста расчетное положение тележки при мгновенной разгрузке будет в середине пролета г. При мгновенном сбросе нагрузки крановый мост от положения равновесия в порожнем состоянии прогнется вверх на величину yQ, соответствующую статическому прогибу моста от веса груза Q. Минимальный прогиб моста при'этом будет равен

гДе Уст — статический прогиб моста без груза.

У кранов стрелового типа при мгновенной разгрузке возникают поперечные изгибные колебания стрел, при которых продольные сжимающие стрелу усилия вызывают дополнительные значительные по величине напряжения изгиба. Если не производится точный расчет, то приближенно можно считать, что при мгновенной разгрузке к конструкции приложена направленная вверх сила, равная 25% от веса груза [144]. Если от веса груза Q имеют место деформации конструкции как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, то при мгновенном сбросе груза колебания возникнут в обеих плоскостях (рис. 29). Так, например, в нижнем сечении башни башенного крана при мгновенной разгрузке были замерены напряжения в 1,5 раза большие, чем от статически приложенного груза. Следует отметить, что в данном случае в башне от собственного веса (противовес) и поднимаемого груза возникают напряжения изгиба разных знаков. В подобных случаях всегда надо проверять напряжения в конструкциях (рис. 30) не только при груженом кране в момент подъема