При наличии у механизма поворота муфты предельного момента наибольшая величина ускорения ограничивается условиями сцепления муфты, имеющей момент Ммуф,пы,

где i — передаточное число между осями муфты и крана; Мс — статический момент сил трения относительно оси крана.

При наличии у механизма поворота приводных и тормозных ходовых колес наибольшая величина ускорения получается из условий сцепления колес с рельсами (2.120).

Следует иметь в виду, что выражение (2.111)_по л учено в предположении, что отклонения груза и конструкции в процессе колебаний одновременно достигают максимума. Однако между раскачиванием груза на канатах и упругими колебаниями металлических конструкций поворотной части нет динамической связи. Так, например, для портальных кранов малой и средней грузоподъемности период раскачивания груза на канатах составляет 8—15 сек, а период упругих колебаний конструкций их стрел в горизонтальной плоскости 0,2—1,5 сек. По этой причине после пуска или торможения механизма поворота к моменту достижения массой стрелы тм наибольшего отклонения угол отклонения груза от вертикали будет еще мал, а к моменту достижения грузом на гибком подвесе наибольшего угла отклонения колебания стрелы, вызванные инерционными силами собственной массы, уже в значительной степени затухнут. Но при интенсивной эксплуатации, когда механизм поворота характеризуется тяжелым режимом работы, т. е. частыми пусками и торможениями, поскольку колебания груза на канатах затухают медленно, надо считаться с возможностью наложения колебаний груза и конструкции, т. е. с определением Ттах по формуле (2.127). Если же принять, что собственные колебания конструкции затухли и наложение колебаний не имеет места, то

Если условие (2.126) не выполняется, то, аналогично равенству (2.115),

а угол отклонения груза от вертикали а при постепенном нарастании движущей (тормозной) силы

где коэффициент kH см. рис. 20.

Горизонтальные силы инерции отдельных вращающихся относительно оси крана масс неупругой части крана можно опреде-