Бортовая качка судна на тихой воде возможна при нахождении судна в небольшом закрытом бассейне под действием порывов ветра или вследствие обрыва груза у плавучих кранов.

На волнении судно также совершает бортовую и килевую качки, причем наибольшие значения качки будут иметь место, когда вынужденные колебания судна под влиянием волн будут совершаться с периодами, равными периодам собственных колебаний судна на тихой воде (состояние резонанса). Поэтому расчетные периоды качки на волнении принимаются равными тх и т2, а силы инерции определяются по формулам (2.162) и (2.163).

Помимо качки судно4 под влиянием волнового движения масс воды будет совершать перемещение по орбитам, близким к окруж-

Рис. 49. Силы инерции массы т при качке на тихой воде: а — бортовой; б —килевой

ности с периодом, равным периоду волны тис радиусом орбиты, равным половине высоты волны, принимаемой равной 1/40 части

длины волны = -у = Длина волны и ее период связаны зависимостью X = -J^2. т. е. г = т2. При этом перемещении все.элементы__судн.а_лмею.т..окружную скорость v = и цен-

тробежное ускорение / = — = Худшим случаем качки будет

достижение максимальных углов крена или дифферента при нахождении судна на вершине или на подошве волны, когда силы инерции при орбитальном движении судна направлены вертикально вверх (на вершине) или вниз (на подошве волны). При этом составляющие сил инерции массы т, обусловленные центробежным ускорением по направлению главных осей судна, будут равны (рис. 50):

при бортовой качке