грузозахватным устройством на какой-либо упор. При этом в кранах с большим собственным весом тележки, исключающим ее приподнимание с двух колес (краны для выталкивания слитков из изложниц и клещевые краны), предохранительные ролики на шахтах отсутствуют, и сила Я определяется только из условий сцепления приводных колес или ограничения тягового усилия максимальным моментом двигателя механизма передвижения крана или тележки. Обычно сила Я рассматривается как особая нагрузка третьего расчетного случая (см. табл. 20 и 21).

Наибольшего значения сила Я может достигать в случаях, когда к шахте тележки укрепляются предохранительные ролики. Если ролики отсутствуют, то наибольшее возможное значение

силы Я уменьшается и равно Я = Наконец, конструктив-

ными мероприятиями можно уменьшить вес отклоняемой силой Я части тележки, что существенно будет снижать возможную наибольшую величину Я. Так, на рис. 42, е показана схема конструкции, при которой отклоняется лишь шахта, а рама тележки остается неподвижной, а на рис. 42, ж — такая схема конструкции, при которой и шахта остается неподвижной, а отклоняется лишь низ колонны с захватным устройством, и, следовательно, возможное значение силы Я оказывается минимальным.

16. Горизонтальные давления ходовых колес

При движении кранов по подкрановым путям всегда возникает стремление ходовых колес, движущихся по одному из рельсов, опережать колеса, движущиеся по другому рельсу. В результате возникает перекос крана, который сперва происходит свободно благодаря имеющимся зазорам между ребордами хсдо'вых колес и рельсом и вдоль осей ходовых колес. После соприкосновения реборд колес с рельсами дальнейший перекос может происходить за счет упругих деформаций металлической конструкции крана в горизонтальной плоскости.

Перекосы вызываются большим количеством одновременно действующих причин, главные из которых: 1) наличие разницы в диаметрах ведущих колес в результате допусков на изготовление и неравномерного износа в эксплуатации; 2) перекосы осей колес в горизонтальной плоскости, из-за чего плоскость качения такого колеса не совпадает с направлением движения крана; 3) различие в углах закручивания трансмиссионных валов механизмов передвижения при центральном приводе; 4) различие в скоростях вращения электродвигателей и неодновременное срабатывание тормозов при раздельном приводе; 5) проскальзывание и пробуксовывание приводных колес; 6) состояние подкрановых путей. Таким образом, наличие перекосов и в связи с этим возникающих