Для кранов с ручным приводом можно принимать R = 0,05ЛЛ По Правилам расчета подъемных устройств Европейской Федерации по погрузочным машинам [88]

где X = 0,05 при < 2, X = 0,2 при -^-^8, а между этими значениями 4г изменяется по линейному закону. Таким обра-зом, % = 0,1 при = 4.

Рис. 44. Схема сил, действующих на кран: а — при симметричном нагруже-нии крана; б, в — при несимметричном нагружении крана с разделенным и центральным приводом

Боковая сила, являющаяся горизонтальной силой, перпендикулярной к направлению движения реборды ходового колеса, может быть направлена как внутрь, так и наружу пролета.

Целесообразно устанавливать расчетную величину боковой силы различной для различных групп кранов, например, мостовые краны машинных залов электростанций, механических цехов, металлургических -цехов; при этом следует учесть частоту и динамический характер действия боковой силы, особенно у быстроходных кранов. По-видимому, максимальное значение боковой силы в условиях динамического характера ее приложения не может превысить величины, получающейся при удвоенном значении силы сцепления колеса рельсом.

У многоколесных кранов при определении боковой силы R за базу В принимается расстояние между осями крайних балан-сирных тележек.

Величина боковых сил зависит от системы механизма передвижения. Качественно эту зависимость можно представить следующим образом. При пусках и торможениях симметрично нагруженного крана с симметричным механизмом передвижения его система не имеет значения, так как горизонтальные силы не возникают (рис. 44, а). При несимметрично нагруженном кране система механизма передвижения существенно влияет на распределение горизонтальных реакций. Внецентренно приложенная равнодействующая сопротивления передвижению и инерционных сил