мальную вертикальную реакцию на жесткой опоре, когда груженая тележка находится на конце консоли со стороны этой опоры, [х = о,2 — коэффициент трения скольжения между опорными плоскостями иг — длину радиуса от центров опорных плоскостей до оси вертикального штыря. Тогда в горизонтальной плоскости возникает момент

Этот момент действует как на верхнее строение, так и на жесткую опору и вызывает боковые силы

При центральном приводе механизма передвижения крана главное влияние на перекосы крана оказывает разница в диаметрах приводных колес, получающаяся в результате неточностей изготовления колес или последующего их износа. Металлическая конструкция крана в горизонтальной плоскости должна быть достаточно жесткой.

При раздельном приводе механизма передвижения крана главное влияние на перекосы крана оказывает разница в механических характеристиках двигателей и тормозных моментах тормозов. Металлическая конструкция крана в горизонтальной плоскости должна быть более жесткой, чем в случае центрального привода механизма передвижения крана.

Вопросам перекосов кранов и возникающим при этом боковым силам посвящена обширная литература [2, 92, 139].

Боковые силы возникают также от ударов ходовых колес о выступы рельсов в местах их стыков, поскольку крановые рельсы изготовляются с допуском на ширину головки ±2 мм и при отсутствии пригонки стыка реборда может встретить выступающий конец рельса. Выступы на боковой поверхности рельса могут происходить также в результате его пластических деформаций и износа.

Боковые силы от ударов ходовых колес о рельсы принимаются равными 0,1 от вертикального давления каждого из имеющихся колес при расчетах на прочность и 0,05 от вертикального давления при расчетах на выносливость. Боковые силы от ударов ходовых колес учитываются при больших скоростях передвижения, например у тележек перегрузочных мостов.

Рис. 45. Схема сил, действующих на кран при наличии опорного момента трения