и собственных весов. При определении внешних н^/рузок на тележку динамический коэффициент надо определять по формуле (2.86), т. е. рассматривать тележку в таком положении на мосту, когда деформациями моста молено пренебречь, так как при этом динамический коэффициент получает наибольшее значение.

При нагружений рамы в местах примыкания балок возникают моменты. Если для одной балки момент изгибающий, то для перпендикулярной ей балки это будет крутящий момент. Моменты, скручивающие балки /, 2, 3 и 4 при опускании опоры С (рис. 112), являются сосредоточенными изгибающими моментами для балки 6.

Расчет рамы можно производить разложением ее на отдельные . двухопорные балки, пренебрегая влиянием моментов защемления на их концах ввиду небольшой крутильной жесткости продольных балок. Таким образом, внутреннюю статическую неопределимость рам, подобных показанной на рис. 112, можно не учитывать, но учет внешней статической неопределимости для расчета продольных балок, в которых крепятся ходовые колеса, обязателен.

Если пояса балок рамы заменены сплошной листовой зашивкой, то при определении ширины листа, вводимой в расчет для данной балки, надлежит руководствоваться указаниями п. 27 (рис. 71).

35. Крановые порталы и полупорталы

Крановые порталы и полупорталы состоят из верхнего строения, представляющего собой при большом пролете мост, а при малом— раму, и высоких опор и служат остовами для разнообразных типов кранов. Передвижные порталы и полупорталы следует рассчитывать с учетом возникающего распора, т. е. рассматривать их как внешне один раз статически неопределимую конструкцию. Распором, возникающим у порталов и полупорталов, пренебрегать нельзя. Для опор он является основной нагрузкой, вызывающей их работу на изгиб. Верхнее строение, наоборот, от действия распора разгружается. Величина распора зависит от того, находится ли сама подвижная конструкция в данный момент в движении или же она неподвижна.

При неподвижном кране максимальное значение распора будет не больше, чем сила трения скольжения между осями и их опорами или между ходовыми колесами и рельсом со стороны менее нагруженной опоры, причем коэффициент трения следует принимать равным 0,1. Если значение распора имело бы тенденцию к дальнейшему увеличению, началось бы скольжение в направлении, перпендикулярном рельсу, в пределах имеющихся зазоров. Таким образом, хотя в данном случае величина распора ограничена, она обычно может достигать максимальной расчетной величины; это обусловливается также возможностью касания ребордами колес рельса. При этом опоры крана следует считать неподвижными и