Рис. 113. Поворот ходовых колес вокруг головки рельса

шарнирнымиДтак как ходовые колеса могут свободно поворачиваться на головке рельса (рис. 113). Если кран находится в движении, то сопротивление смещению ходовых колес в направлении, перпендикулярное рельсу, может уменьшиться так сильно, что величина распора практически упадет до нуля. Экспериментальное исследование движения цилиндрического катка по плоскости при одновременном действии на него радиальной нагрузки Q и осевой силь\Я (рис. 114), проведенное Р. В. Скоморовским (ЛИИВТ), когда отношение этих сил меньше коэффициента трения скольжения между катком и плоскостью (Я < i^Q)у показало, что осевое смещение катка происходит при любом отношении Я/Q, отличном от нуля. Каток движется по ОВу а угол 7 зависит от отношения Я/Q.

Поэтому распор от собственного веса крана при его расчете не должен учитываться, так как он пропадает в процессе монтажа крана при первых его передвижениях. Учитывая это, при изготовлении крана его пролет следует выполнить меньше проектного на величину расхождения опор крана от действия собственного веса, что для портала равняется

а для полупортала

где q — равномерно распределенная по пролету нагрузка; L, A, J — см. рис. 116; 9 — угол поворота верхнего строения у опоры.

При определении распора от изменения температуры следует иметь в виду температурный интервал между двумя передвижениями крана, который может составить 10—20° С. При повышении температуры распор направлен внутрь пролета, а при понижении — наружу. Температурное влияние следует учитывать при пролетах более 20 м.

Рассмотрим случай, когда по верхнему строению (мосту) перемещается тележка (поворотный кран), как это имеет место, например, у козловых кранов.

Верхнее строение на длине I рассчитывается для случая, когда

Рис. 114. Движение цилиндрического катка при действии боковой силы