Общие основы проектирования металлических конструкций подъемно-транспортных машин

Материал и соединения стальных конструкций

Материал

Для металлических конструкций кранов применяются мартеновские прокатные стали углеродистые и низколегированные и в отдельных случаях прокат из алюминиевых сплавов (смотрите раздел "Тензометрические исследования крановых металлических конструкций"). В последнее время металлургическая промышленность освоила выплавку конвертерных сталей по качествам, близким к мартеновским, и эти стали могут применяться в металлических конструкциях подъемно-транспортных машин, не рассчитываемых на выносливость, и в первую очередь для конструкций, работающих в отапливаемых помещениях. Существующие стали высокой прочности с пределами текучести 45 - 75 кгс/мм2 не допускаются в конструкциях, в которых могут возникнуть явления усталости [29], что резко ограничивает возможности их применения в конструкциях подъемно-транспортных машин.

Углеродистые стали по ГОСТу 380-60* поставляются по группе А с гарантированными механическими свойствами, по группе Б - с гарантированным химическим составом и по подгруппе В - с одновременной гарантией по химическому составу и по механическим свойствам. Для сварных металлических конструкций подъемно-транспортных машин следует применять сталь подгруппы В, для которой гарантируемыми механическими характеристиками являются: предел текучести σТ, временное сопротивление разрыву σв, относительное удлинение ε, загиб на 180˚ в холодном состоянии и ударная вязкость aн при нормальной температуре (+20˚ С).