Б. М. Броуде установлено [17, 18, 191, что местные напряжения смятия кромки вертикальной стенки под сосредоточенным грузом Р, приложенным к поясу балки в местах, не укрепленных ребрами, можно определять по формуле

условная длина распределения давления от

сосредоточенного груза в предположении равномерности местных напряжений; с = 3,25—для сварных и прокатных и 3,75 для клепаных балок; Jn — сумма моментов инерции рельса и пояса одностенчатой балки относительно их собственных осей, а в случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса, — относительно общей оси рельса и пояса; б — толщина стенки.

При расположении рельса над стенкой в коробчатой балке при определении Jn в расчет следует ввести часть пояса шириной от его

Рис. 75. Общий характер эпюры давлений на стенку

наружного края до расстояния в 10—12 толщин пояса от оси стенки внутрь балки, но не менее ширины подошвы рельса.

Коэффициент с практически не зависит от пролета балки, что хорошо подтверждается экспериментами [18], в частности с балками на двух опорах и на сплошном жестком основании. Хорошо подтверждая формулу (4.11), эксперименты показывают, как снижается напряжение ом при замене квадратного рельса профильным благодаря увеличению Jn. Для клепаных балок коэффициент с имеет большее значение, чем для сварных, благодаря податливости заклепочных соединений [120].

Общий характер эпюры давлений на стенку представлен на рис. 75, где р0 = ом. Эпюра давлений на стенку для сварных балок изображена на рис. 76. По оси абсцисс отложены длины, причем за единицу принято расстояние между нулевыми точками эпюры давлений z0, по оси ординат — отношения интенсивности давления в данной точке рк к интенсивности давления под грузом р0.