вертикальной стенкой и поясом в результате давления от ходовых колес кранов в швах и околошовных зонах возникают трещины. Поэтому необходимо, чтобы эти швы выполнялись как стыковые, т. е\ с полным проваром стенки. Для этого в зависимости от толщину стенки и способа сварки (ручная, полуавтоматическая или автоматическая), в нужных случаях следует у стенки делать скос кромок под сварку. Равнопрочность выполненных таким образом швоц со стенкой следует определять не из условий среза швов, а из условий их смятия [18]. Это приблизительно выполняется, если толщина (катет) шва hM удовлетворяет неравенству: при

Рис. 80. Схема к определению сжимающих напряжений в шейке рельса

ручной сварке Кш 3* 0,76; при полуавтоматической и автоматической сварке hm ^ 0,56, где 6 — толщина вертикальной стенки.

Если по условиям эксплуатации и сварки рельс может быть приварен к балке (например, рельс прямоугольного сечения из стали марки Ст. 5), то это всегда желательно сделать, чтобы включить рельс в расчетное сечение и снизить напряжения в стенке балки от местного давления, определяемые по формуле (4.11). При применении железнодорожных рельсов для кранов с большими давлениями на колесо следует проверять местные напряжения сжатия в шейке рельса, которые приближенно можно считать равным (рис. 80).

где [ор] — см. формулу (4.16).

Если ось рельса в результате неточностей в изготовлении одно-стенчатой балки и в укладке на ней рельса не совпадает с осью стенки балки, что в известной степени практически всегда имеет место, то стенка в верхней части работает на изгиб, причем на одной стороне стенки напряжения сжатия оу увеличиваются, а на другой уменьшаются, и возможно даже появление растягивающих напряжений. Расчет на внецентренно приложенную к балке нагрузку с эксцентрицитетом е (расстояние от оси рельса