Разъемные крепления рельсов осуществляются на болтах. В конструкции по рис. 118, б, в крепежные планки следует приваривать на 1—2 мм выше подошвы рельса. Если планки будут приварены вровень с подошвой рельса, то отдельные планки могут оказаться несколько ниже его подошвы, и тогда сварные швы, приваривающие планки, будут срезаны в результате местного давления ходового колеса. Для двухстенчатых балок, когда пропуск болтов через поясной лист неудобен или даже невозможен, хорошее решение показано на рис. 118J ж. На рис. 118, з показано съемное крепление кругового рельса, загибаемого из прямоугольного или квадратного профиля. При большом числе нагружений опорно-поворотного устройства, имеющих место, например, в портальных кранах, для рельсов следует применять стали 50Г, 50Г2 или 65Г. Твердость поверхности этих рельсов должна быть НВ ^ ^ 220.

Глава 5

ФЕРМЫ

37. Основы конструирования

Фермы применяются в тех случаях, когда использование листовых конструкций нерационально, а именно: 1) при больших пролетах и вылетах, когда в связи с увеличением высоты балки ухудшается степень использования

ее материала ^ уу* ) и Усложняются условия обеспечения устойчивости вертикальных стенок; 2) при малых нагрузках, не дающих возможности рационально использовать материал балки из условий прогиба.

При этом следует учитывать, что технологические недостатки ферм по сравнению с листовыми конструкциями (большая трудоемкость изготовления ферм) оказываются оробенно велики для конструкций, рассчитываемых на усталость. .Опыт краностроения показывает, что за последние десятилетия область применения ферм непрерывно уменьшается.

В металлических конструкциях подъемно-транспортных машин применяются фермы весьма разнообразных очертаний и систем решеток. Фермы бывают обычно двухопорными без консолей и с консолями, с прямолинейными, ломаными или криволинейными очертаниями поясов и при этом с различными системами решеток, а также безраскосными.

Так как плоские фермы неустойчивы, из них должны образовываться пространственные системы; при этом имеется в виду, что металлические конструкции подъемно-транспортных машин испытывают как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки.