кранов легкого режима работы ввиду малого числа производимых ими подъемов груза. Краны среднего режима работы конструируются как работающие в условиях переменных напряжений, т. е. с принятием специальных мер по снижению концентрации напряжений расчет на выносливость производится лишь для всех групп кранов среднего режима работы, для которых эта необходимость будет установлена практическими расчетами.

Нормы TGL 13470 (ГДР, 1963 г.) на основы расчета стальных конструкций кранов предлагают исходить из следующего [139].

При числе подъемов до 3000 в год грузов, близких к номинальному, расчет на выносливость не нужен, а конструктивное оформление выполняется как для постоянной нагрузки. При числах подъемов более 3000 в год конструктивное оформление выполняется как для переменной нагрузки; при числе подъемов от 3000 до 25 000 расчет производится по ограниченному пределу выносливости, а при числе подъемов свыше 25 000 — по длительному пределу выносливости.

Однако следует иметь в виду, что если конструкция работает в условиях низких температур (см. п. 4) концентрация напряжений влияет на снижение статической прочности и в этих случаях конструкция не должна иметь больших концентраторов напряжений, т. е. конструктивное оформление должно выполняться как для переменной нагрузки.

Общие вопросы расчета

крановых металлических конструкций

Наличие данных о напряженном состоянии рассчитываемого элемента за весь период эксплуатации конструкции дает возможность выполнения наиболее точного расчета. Для полного изучения действительной нагруженности элементов конструкций в характерных условиях их эксплуатации необходима непрерывная регистрация их напряженного состояния в течение достаточно длительного времени. В результате статистической обработки таких записей могут быть составлены кривые распределения или гистограммы нагруженности за весь период эксплуатации конструкции. Проведение расчета по таким данным является наиболее точным и широко используется для ряда конструкций массового изготовления, в автомобилестроении и авиации [99]. Однако получение таких данных по нагруженности очень трудоемко, и в кранострое-нии, не имеющем такой массовости изготовления, этот способ не получил пока практического применения, хотя в этом направлении за последние годы ведутся большие работы [15]. С другой стороны, для краностроения оценку нагруженности элементов конструкций можно получить на базе статистического изучения изменчивости отдельных составляющих общей нагруженности элементов: веса поднимаемого груза, углов раскачивания груза, величины пере-