менного вылета, метеорологических нагрузок и т. п. Такой способ изучения нагруженности элементов конструкций несравнимо менее трудоемок, чем комплексное исследование нагруженности в характерных условиях эксплуатации.

Если, например, известен закон изменения нагрузки Q за период эксплуатации конструкции, то, так как для напряженного состояния при растяжении, сжатии и изгибе напряжения пропорциональны нагрузкам, аналогично формуле (3.20), находим

а аналогично формуле (3.21)

где Фа ^ 1 — коэффициент приведения, зависящий от закона изменения нагрузки Q. Величина т для данной конструкции в зависимости от k определяется по формуле (3.13) или (3.14). Для некоторых крановых, конструкций имеются рекомендации по назначению численных величин коэффициентов фэ [67]. См. также п.6.

Расчет с помощью эквивалентных нагрузок практически весьма удобен и обладает достаточной точностью.

Расчет металлических конструкций надлежит производить по методу допускаемых напряжений или предельных состояний. Наиболее распространенным для краностроения пока продолжает оставаться метод допускаемых напряжений. Прогрессивный метод расчета по предельным состояниям, базирующийся на статистическом изучении- действительной нагруженности конструкций в условиях эксплуатации, принятой для строительных конструкций [77] и железнодорожных мостов [ПО], применительно к крановой специфике изучен пока недостаточно. В настоящее время он разработан только для строительных башенных кранов ВИИИ-стройдормашем [58], [112], для перегрузочных мостов — Проект-стальконструкцией, для канатных дорог — Союзпроммеханиза-цией, для мостовых кранов общего назначения — ВНИИПТмашем [109] и для этих конструкций проходит опытную проверку. Поэтому в краностроении в основном пока расчеты ведутся по методу допускаемых напряжений, базирующемуся на установленных практикой коэффициентахтзапаса прочности.

Для краностроения рекомендуются три основных расчетных случая сочетания нагрузок [101].

Первый (I) случай — нормальные нагрузки рабочего состояния, т. е. нагрузки при работе в обычных условиях эксплуатации. По этим нагрузкам производится расчет на выносливость