(для определения усилий в нижнем) поясам. Расчетным для хобота будет также максимальный вылет, при котором на него действует наибольшая нагрузка в горизонтальной плоскости. Для расчета криволинейной части хобота рекомендуется рассмотреть несколько его положений по вылету, В результате тензометрического исследования металлической модели хобота коробчатой конструкции (рис. 212, е, ж) установлено, что ее можно принимать за систему с двумя лишними неизвестными (две шарнирно укрепленные оттяжки) с учетом деформаций, обусловленных как изгибающими моментами, так и нормальными силами [411 (два члена формулы Мора).

На колонны действуют следующие нагрузки (рис. 213): 1) собственные веса колонн G и установленного на них оборудования и не-подв ижных п ротивовесов Gm> 2) усилия в нижнем шарнире стрелы R, в шарнире рычага противовеса RK и в тяге Sp; 3) натяжения в оттяжных S0 и грузовых SQ канатах.

Колошны восприни-. мают усилия как в плоскости, так и из плоскости качания стрелы; усилия из плоскости качания стрелы вызываются отклонением грузовых канатов от вертикали, касательными силами инерции стрелы к давлением ветра на стрелу. Расчет производится при крайних и среднем вылете стрелы. На каркасы действуют такие же нагрузки, как и на • колонны. Подробный расчет каркаса безраскосной конструкции см. [67].

При расчете металлической конструкции п<зрталов (полупорталов) рассматриваются четыре комбинации нагрузок (табл. 41). Кроме того, производится проверка прочности конструкции портала при установке крана без груза на домкраты при давлении ветра, равном 15 кгс/м2, и стреле в положении минимального вылета, а в узлах крепления противоугонных устройств — при случае нагрузок III (табл. 20, ураганный ветер). При случае нагрузок III рассчитываются только порталы кранов с особо большими вылетами.

Все нагрузки, передающиеся от поворотной части крана на портал (полупортал), можно свести к следующим системам сил (рис. 218):

Рис 218. Схема сил, действующих на портал