ферм, показана на рис. 122, а. При больших пролетах для главных ферм применяют решетки, показанные на рис. 122, б, в.

Крановый мост рассчитывается путем разложения его на плоские фермы с учетом пространственное™ работы моста (см. п. 44).

На мост крана действуют следующие нагрузки:

1) вертикальные давления ходовых колес тележки, передающиеся на обе главные балки (фермы);

2) собственный вес конструкции моста, распределяющийся соответственно на главные и вспомогательные фермы;

3) собственные веса механизмов и электрооборудования, приложенные в местах их расположения на мосту;

4) горизонтальные инерционные силы, возникающие при торможении моста и тележки.

Схема решетчатого моста обычно соответствует схеме, показанной на рис. 120, г с треугольными решетками (рис. 122, а), со скосами на крайних двух панелях. Для кранов, работающих на эстакадах, с целью уменьшения высоты поддерживающих эстакаду колонн, часто скоса на крайних панелях не делают. Фермы с параболическим очертанием нижнего пояса применяются редко, главным образом для больших пролетов (свыше 30 м). Объясняется это тем, что, хотя в таких фермах и достигается некоторая экономия веса, она не окупается увеличенными расходами на изготовление их, вызываемыми криволинейностью нижнего пояса, а также различием в длинах стержней решетки и рамных раскосов. Достаточно часто главная ферма выполняется как одностенчатая балка.

Стремление избежать в конструкции уголковых профилей и присоединяющих их угловых швов привело к созданию конструкций листового типа с безраскосными вспомогательными фермами, нижними связями и поперечными рамами (рис. 161). Усталостная прочность такой конструкции значительно выше, чем обычной решетчатой. Расчет безраскосных ферм см. п. 43.

Опыт эксплуатации решетчатых мостов тяжелого режима работы дал за последнее время многочисленные случаи разрушений угольников нижних поясов и раскосов вертикальных ферм этих мостов, особенно у вспомогательных ферм.

Для главных ферм все разрушения носят усталостный характер и происходят по околошовным зонам в местах наибольших концентраций напряжений (когда фермы выполнены как одно-стенчатые балки, усталостные разрушения в их нижних поясах отсутствуют).

Для вспомогательных ферм имеют значение как явления усталости, так и то, что они воспринимают часть полезной нагрузки, что раньше либо учитывалось приближенно понижением допускаемых напряжений, либо вообще не учитывалось из-за чего и имели место многочисленные разрушения нижних поясов. Разрушения эти также носят усталостный характер, т. е. происходят