2. Меньшая стоимость изготовления, так как почти вдвое меньше количество элементов, из которых образуется конструкция, и количество сварных швов. Коробление однобалочного моста не сказывается на размерах колеи тележки, а точность укладки рельсов на одной балке достигается легче, чем на двух. Как показало специальное экономическое исследование [134] однобалочный кран дешевле двухбалочного при всех грузоподъемностях и пролетах.

3. Эксплуатационные преимущества, заключающиеся в том, что у однобалочного крана может быть сделано весьма малым расстояние от крюка до подкранового пути при крайнем положении тележки. Особенно удобен однобалочный кран с внецентренным расположением крюка при спаренной работе двух кранов на общей траверзе, так как она может быть поднята между кранами, что невозможно при двухбалочных мостах. Это может снизить высоту подкрановых путей и соответственно высоту здания. Однобалочный мост имеет примерно вдвое меньшую площадь окраски и меньшую наветренную площадь.

Конструкция крана с центральным расположением крюка (рис. 174, е, ж) рациональна, но кран при этом имеет увеличенное расстояние от верхнего положения крюка до головки подкранового рельса; сечение крановой балки может быть прямоугольным или трапецеидальным. При трапецеидальном сечении известен кран Q = 20 тс, L = 20 м с предварительным напряжением моста с помощью стального каната, натянутого усилием 80 тс 1. При поперечном сечении моста по рис. 174, ж возможно внецен-тренное расположение крюка, если собственный вес тележки настолько велик, что обеспечивает ее устойчивость, например, это имеет место у грейферных тележек с расположением кабины на тележке. Такие конструкции используются также в перегрузочных мостах (гл. 10). При этой конструкции крана для обслуживания со стороны, противоположной стреле тележки, вдоль балки устраивается площадка.

В конструкциях с внецентренным расположением крюка (рис. 174, з, к, л, м) при изменении высоты моста для разных пролетов крана требуется внесение изменений в конструкцию тележки. Этого недостатка лишена конструкция по рис. 174, и, так как в зависимости от пролета моста при разной его ширине будет изменяться лишь размер кронштейна тележки. Однако конструкции по рис. 174, з, и требуют устройства специальных площадок вдоль всего крана для обслуживания тележки и в этом их серьезный недостаток. Благодаря внецентренному расположению груза при пуске и торможении тележки возникают моменты,