Сварные соединения 11

Применение трубчатых элементов для крановых конструкций представляет значительный интерес, хотя пока трубчатые конструкции имеют в краностроении недостаточное распространение.

Результаты исследований усталостной прочности сварных стыковых соединений стальных труб показывают следующее [37, 38]. Использование заточек при стыковании труб для их центрирования недопустимо, так как с внутренней стороны трубы остается щель Г-образного сечения, которая вызывает высокую концентрацию напряжений в корне шва (рис. 5, а, б).

Стыковое соединение труб рекомендуется осуществлять с помощью плотно пригнанного подкладного кольца (рис. 5, в); при этом значение эффективного коэффициента концентрации k <2,0 и близко к обычным значениям k для стыковых соединений. При отсутствии подкладного кольца или если оно поставлено с зазором (рис. 5, г, д), значение k ≈ 2. Конструкция с накладным кольцом (рис. 5, ж) являлась причиной ряда аварий и для кранов тяжелого режима работы ее применять не следует.

На Ленинградском заводе ПТО им. С. М. Кирова была предложена и осуществлена конструкция сварного стыкового соединения труб, приведенная на рис. 5, е. Придание стыкуемым концам трубы указанной на рис. 5, е формы производится с помощью специальных роликовых оправок, причем деформируемый конец трубы нагревается токами высокой частоты.



Рис. 5: сечения стыковых сварных соединений труб

а - а — сечения, по которым происходят разрушения



Рис. 6: конструкции присоединений труб угловыми швами

Рис. 6: конструкции присоединений труб угловыми швами