Сварные соединения 8

Испытания это полностью подтверждают. Поэтому при расчете на выносливость сварных швов численные значения [τсвrk] = [σrk] и сечения сварных швов, удовлетворяющих условиям однократного нагружения, будут достаточны и в условиях работы при переменных напряжениях.



Рис. 3: сварное соединение, воспринимающее момент и поперечную силу

Рис. 3: сварное соединение, воспринимающее момент и поперечную силу



При достаточной прочности лобового шва усталостная трещина у соединения лобовыми швами развивается по основному металлу вдоль границы шва. На предел выносливости соединения лобовыми швами влияют два фактора формы шва: плавность перехода от шва к основному металлу и соотношения размеров обоих катетов. Лобовые швы с равными катетами могут быть нормальные — с плоской поверхностью, с вогнутой поверхностью и с выпуклой поверхностью. Чем более плавным является переход от шва к основному металлу, тем усталостная прочность соединения выше. Поэтому соединения со швами с вогнутой поверхностью обладают лучшей усталостной прочностью, а с выпуклой поверхностью — худшей.

Если сравнить между собой соединения с лобовыми швами, выполненными с зачисткой зоны перехода от шва к основному металлу и без зачистки, то при равных и при неравных катетах зачистка зоны перехода даст увеличение предела выносливости на 20 - 25%. Если вдоль кромки лобового шва имеется подрез, он существенно снижает усталостную прочность. Результаты испытаний образцов, вдоль кромки лобовых швов которых был выполнен резцом подрез глубиной 0.5 мм, показывают, что предел выносливости этих образцов оказался сниженным примерно на 35% [36].