балки, подвески рам) максимальные колебания напряжений получаются при проходе каждого колеса тележки. При этом срок службы мостов должен быть не менее 30 лет. Усталостным разрушениям подвержены верхние строения перегрузочных мостов: составные подрельсовые балки, поперечные рамы и главные фермы (в основном их раскосы), т. е. элементы, работающие в условиях знакопеременных или близких к отнулевому циклов.

Подробные обследования усталостных разрушений в рудных перегрузочных мостах клепаных конструкций, произведенные в США [147], показали, что трещины идут от первых (крайних) заклепочных отверстий. При этом из большого количества одинаковых элементов, находящихся в однотипных условиях, разрушаются лишь некоторые. На рис 194 приведен график (по годам) количества усталостных разрушений у построенного в 1937 г. рудного перегрузочного моста после 17 лет интенсивной работы. В элементах главных ферм было 21 разрушение, в элементах поперечных рам — 57. Расчет на выносливость с учетом эффективного коэффициента концентрации напряжений ж 2,0 показывает закономерность этих разрушений. Следует еще отметить, что рудные перегрузочные мосты подвержены сильной коррозии из-за газов и пыли, и потому для их расчетных элементов не рекомендуется применение толщин проката, меньших 8 мм. Особо следует избегать мест, где может скопляться вода. Труднодоступные для покраски места, как например щели между двойными угольниками, должны заполняться сплошными прокладками. Для таких мостов предпочтительны двух-стенчатые элементы.

У перегрузочных мостов вес поднимаемого груза мал по сравнению с весом тележки или поворотного крана и при этом он-практически всегда соответствует номинальному грузу. Количество проходов тележки определяется исходя из производительности перегрузочного моста. Поэтому нагрузки и количество циклов их изменения для расчетов на выносливость перегрузочных мостов определяются весьма точно.

Рис. 194. График по годам усталостных разрушений у клепаного рудного двух-консольного перегрузочного моста с общей длиной пролетного строения 157 ж:

/ — раскосы и пояса главных ферм; 2, 3 и 4 — подвески, косынки и раскосы поперечных рам