плоскостях, совпадающих с плоскостями симметрии, проверка устойчивости стержня в плоскости наименьшей жесткости должна производиться с учетом влияния момента в плоскости наибольшей жесткости, что аналогично изложенному выше и производится путем умножения <рвн на коэффициент сх < 1. При этом сг ^

Расчетная длина сжатого стержня \л1 (5.3) зависит от способа закрепления его концов. При потере устойчивости сжатых стержней решетки из плоскости фермы считается, что закрепления (косынки) не препятствуют их изгибу и поэтому [х = 1. При потере устойчивости сжатых стержней решетки в плоскости фермы их закрепления препятствуют изгибу, создавая упругую заделку. В этом случае р, < 1 и в соответствии с нормами принимается равным 0,8. При потере устойчивости стержнями сжатого пояса как в плоскости фермы, так и из плоскости фермы

ii = 1.

По нашим техническим условиям предельные гибкости нормированы [77, 109, ПО], различны для сжатых и растянутых стержней и зависят от назначения стержня (главные и вспомогательные фермы, связи). В краностроении для элементов стальных конструкций приняты следующие величины наибольших допустимых гибкостей [1011:

Сжатые Растянутые

Пояса главных ферм......... 120 150

Одностержневые конструкции стрел, колонн, мачт............. 120—150 150—180

Остальные стержни главных ферм и пояса

вспомогательных ферм........ 150 200—250

Все прочие стержни ........ 200—250 250—350

Ограничение гибкости сжатыхстержней производится с целью уменьшения ^1С£ривления этих стержней в результате случайных воздействий и прогиба от собственного веса, так как несущая способность искривленного стержня существенно меньше, чем центрально сжатого. Кроме того, важно уменьшить вибрацию стержней при динамических воздействиях на конструкцию.

Ограничение гибкости растянутых стержней также производится с целью уменьшения их искривления и вибрации. Так как для растянутых стержней искривления и вибрации менее опасны, чем для сжатых, предельные гибкости для них имеют большие значения. Однако гибкость не является достаточным критерием в указанном смысле, хотя такое объяснение причин установления предельных гибкостей является общераспространенным [105]. Существенное значение имеют еще абсолютная длина стержня и частота собственных колебаний конструкции 1.