Если сравнить по формуле (2.138) величину опорного давления, например для опоры В, для равнодействующего веса G и для его составляющих, то получим разницу

При прочих равных условиях эта разница тем больше, чем дальше от оси вращения удалены отдельные составляющие. В частных случаях положения стрелы вдоль или поперек пути (ср = = 90° или ф = 0°) разница (2.142) обращается в ноль и достигает своего максимума при ф = 45°. Данные сравнительного расчета опорных давлений для серийных портальных кранов завода ПТО им. С. М. Кирова показывают, что разница Дв, определенная по формуле (2.142), настолько велика, что опорные давления при определении их не по равнодействующей, а по составляющим могут оказаться завышенными вдвое. Формулы (2.НО) жесткой рамы, линейные относительно эксцентрицитета приложения нагрузки, не противоречат принципу независимости действия сил. Рассмотрим опорные давления для

опоры В при стреле на угол ^tg ф =

пр формулам шарнирной (2.138) и жесткой (2.140) рамы в зависимости от безразмерных величин рв =4VB/G и \л = 2ecos ф/S [4]. Тогда для шарнирной рамы рв = = (1 + ^)2, а для жесткой рв = 1 + 2\i (рис. 38). Разница в величине давления определяется нелинейным членом (х2. Из условий устойчивости всегда fx < L Поэтому при правильном применении формул (2.138) разница в величине давлений, определенных по формулам шарнирной и жесткой рамы (рис. 38), мала. При этом по гипотезе шарнирной рамы давления получаются несколько большими, чем по гипотезе жесткой рамы, что и объясняет широкое распространение формул (2.138).

Формулы (2.140) жесткой рамы справедливы при отсутствии погрешностей в изготовлении и при одинаковой податливости всех опор (например, при путях на практически,несжимаемом бетонном основании). При уменьшении давления на одну из опор в силу просадки пути уменьшается давление и на диагонально расположенную опору (рис. 39). Если на опорный контур рамы действует центральная нагрузка Р, распределение ее между четырьмя опорами А9 В, С, D представляет собой статически неопределимую