предохранения тележек от схода с рельс с небольшим зазором по отношению к нижним поясам главных балок перемещаются укрепленные к шахтам предохранительные ролики. Предельная величина горизонтальной силы Я имеет место в момент, когда тележка приподнимается с двух колес, предохранительные ролики упираются в нижний пояс и оси роликов отгибаются. Практика подтверждает наличие таких случаев. Величина Н ограничивается также силой сцепления приводных колес крана (рис. 42, в) или тележки (рис. 42, г), или тяговцм усилием, развиваемым максимальным моментом двигателя, если оно меньше силы сцепления. Наклон тележки может происходить вбок (рис. 42, в) и вперед или назад (рис. 42, а) в зависимости от взаимного расположения крана, печей и стеллажей, а сила Н может иметь направление, соответствующее показанному и прямо противоположное. При наклоне тележки вбок (рис. 42, в) сила

где М/п — момент от веса тележки относительно оси рельса у балки 1.

Поэтому давления ходовых колес тележки на балку 1 увеличиваются и определяются полным весом тележки и величиной 2N\ давления ходовых колес тележки на балку 2 отсутствуют, а балка 2 испытывает направленные снизу вверх давления N на каждый из предохранительных роликов. Кроме того, на балку 1 передается горизонтальная сила Н. При наклоне тележки вперед или назад (.рис. 42, г) сила

где Мт — момент от веса тележки относительно оси, проходящей через точку касания ходового колеса / с рельсом.

Таким образом, к каждой из балок будет приложено давление одного ходового колеса тележки, равное половине веса тележки, плюс величина TV и одно давление снизу вверх N от предохранительного ролика. Кроме того, на обе балки передается продольная сила Н. Наибольшее усилие, приходящееся на один предохранительный ролик N, определяется из условия отгиба его оси (рис. 42, д)

где коэффициент 1,5 учитывает распространение зоны текучести внутрь оси.

Аналогичные горизонтальные силы Н испытывают все краны с грузом на жестком подвесе, так как всегда возможен наезд