Введение

В настоящее время у нас в стране на изготовление подъемно-транспортных машин ежегодно расходуется около миллиона тонн стали [92]. Большая часть этого металла используется на изготовление крановых металлических конструкций и поэтому совершенствование их конструктивных форм и методов расчета является важной задачей.

За последние годы заметно изменились конструктивные формы многих крановых металлических конструкций. Поиски путей снижения веса и стоимости конструкций при одновременном улучшении их качества привели к широкому внедрению листовых коробчатых конструкций взамен решетчатых, а в решетчатых - к значительному увеличению применения замкнутых трубчатых профилей взамен открытых уголковых и швеллерных.

Основные причины этого следующие:

  1. Теоретически в плоской ферме металл используется лучше, чем в плоской балке, и потому ферма легче. Но плоские конструкции неустойчивы и не применяются. В пространственной ферме из-за малонагруженных элементов связей между вертикальными плоскими фермами степень использования материала может оказаться ниже, чем у коробчатой конструкции, обладающей необходимой жесткостью во всех направлениях и на кручение. Поэтому в ряде случаев вес коробчатых конструкций меньше по сравнению с решетчатыми (рис. 1).

  2. Серьезным преимуществом коробчатых и листовых конструкций по сравнению с решетчатыми является более высокая усталостная прочность, что весьма важно для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы. Опыт эксплуатации кранов этих режимов работы показывает, что надежность их металлических конструкций определяется усталостной прочностью.