Введение 4

В ряде случаев вместо решетчатых ферм (прямые стрелы, каркасы портальных и плавучих кранов и др.) могут оказаться рациональными безраскосные фермы (рамные конструкции) из трубчатых или коробчатых элементов, обладающие основными достоинствами листовых конструкций.

В металлических конструкциях подъемно-транспортных машин в целях снижения их веса находят применение приемы искусственного создания разгружающих напряжений. Эти приемы основываются на следующих принципах.

  1. Искусственно создаются напряжения, которые, алгебраически складываясь с напряжениями от внешней нагрузки и собственного веса, уменьшают расчетные напряжения. Например, у стрел возможно уменьшить влияние собственного веса за счет смещения оси блока подъемного каната с тем, чтобы момент равнодействующей сил на оси блока был обратным по знаку моменту от собственного веса (рис. 207); есть пример предварительного напряжения кранового моста с помощью стального каната (рис. 174, е) и т. п.

  2. Предварительные растягивающие напряжения исключают работу на сжатие длинных элементов. Например, стрелы вантовой конструкции, в которых в качестве вант с предварительным натяжением применяются высокопрочные канаты [26]; мачты на оттяжках, предварительное натяжение которых обеспечивает одновременную работу всех оттяжек.

  3. Предварительные внутренние остаточные напряжения сжатия создаются в местах концентрации напряжений с помощью наклепа или местного нагрева для увеличения усталостной прочности.