и 10 (см. табл. 6), периоды свободных колебаний которых (рис. 23) обладают наибольшими значениями. Мосты № 5 и И ведут себя в эксплуатации заметно лучше, однако, например, при работе в цехах металлоконструкций, когда в процессе кантовки груза кран внезапно разгружается, мост начинает совершать большие и достаточно длительные колебания. По остальным приведенным в табл. 6 мостам указаний эксплуатационников на их длительные вертикальные колебания нет. На основании изложенного можно считать, что для крановых мостов кранов общего назначения следует иметь период свободных колебаний порожнего крана т ^ 0,25 сек.

С точки зрения эксплуатации наиболее существенными являются колебания не порожнего, а груженого крана. Рассмотрение колебаний крановых мостов при наличии груза на канатах показывает, что колебания второй частоты мало заметны и быстро затухают, после чего груз и конструкция совершают совместные колебания одной и той же частоты (см. п. 11). Поэтому для коэффициента затухания груженого крана будем считать также справедливой формулу (2.47).

Так как е = то из формулы (2.45) получаем время затухания колебаний порожнего моста при уменьшении амплитуды до 5% от первоначальной равным

а груженого моста с массой груза тг равным

если т ^ 0,25 сек. Значения тм см. в табл. 7.

Затухание колебаний, кроме влияния на эксплуатационную характеристику крана, может быть существенным при рассмотрении усталостной прочности конструкций, рассчитываемых на ограниченный срок службы (см. п. 24). Влияние затухания колебаний на величину наибольших динамических перемещений конструкций при работе отдельных механизмов незначительно и поэтому может не учитываться. Однако при медленном затухании колебаний, особенно у поворотных кранов, возможны наложения колебаний, вызванных разгоном и торможением одного и того же или разных механизмов.